экономикаобществополитикановости компанийпроисшествияспорт
Используя угрозу ИГИЛ, Центральной Азии внушают, что без российской военной помощи им не справиться, - эксперт А.Дубнов

CentralAsia (TM) -  дубнов Если «передовой край борьбы с террором» действительно проходит по российской части Кавказа, то России сложнее обещать своим союзникам по Центральной Азии защиту от террористов, говорится в статье политолога, эксперта по Центральной Азии Аркадия Дубнова «От Чечни до Азии: как угроза ИГ влияет на геополитические планы Москвы» для РБК.

Трагические события, случившиеся в ночь на 24 марта в чеченской станице Наурская, где, по официальным сообщениям, было совершено нападение на воинскую часть Росгвардии, лишний раз показывают, как легко угроза, исходящая от «Исламского государства» (запрещенная в России организация), может быть использована властями в своих целях.

Кавказ

В ходе «боестолкновения», как сказано в пресс-релизе, были уничтожены шесть боевиков, погибли шесть военнослужащих и трое были ранены. Советник командующего Росгвардии Александр Хинштейн объяснил столь большое количество жертв среди военных тем, что нападение произошло ночью в тумане, боевики «стреляли из огнестрельного оружия и подствольных гранатометов». Позже поступили сообщения о найденных на телах нападавших муляжах поясов шахидов.

Однако уже на следующий день «Новая газета» опубликовала сенсационное расследование со ссылкой на источники в следственно-оперативной группе, из которого можно сделать вывод, что никакого боестолкновения не было, а «нападавшие» убиты практически одним и тем же способом, выстрелом в голову. А сотрудник прокуратуры, осматривавший место происшествия, утверждает, что чеченцы были вооружены лишь палками и ножами. Следовательно, не было и стрельбы «из подствольных гранатометов».

Эксперты «Новой», исследуя фотографии убитых боевиков, пришли к выводу, что пояса шахидов были прикручены уже к их трупам. Чуть ли не все нападавшие чеченцы были жителями станицы Наурская, и это обстоятельство позволяет предположить, что ночное кровопролитие — результат выяснения отношений между военнослужащими, призванными на службу из других регионов России, и местными жителями.

Нападение, похоже, было настолько неожиданным для Кремля, что пресс-секретарь российского президента не нашел ничего изящнее, чем утверждать, что «Кадыров контролирует ситуацию в Чечне». И глава Чечни оправдал ожидания Дмитрия Пескова, он повел себя чрезвычайно ответственно и взял все на себя: «Это моя вина и вина всех правоохранительных и силовых структур в Чечне. Мы расслабились, думали, что всех нейтрализовали и задержали, но у этих шайтанов коварные замыслы». При этом Кадыров ни словом не обмолвился ни о сути трагического столкновения в Наурской, ни о принадлежности чеченцев-«шайтанов» к какой-либо подпольной либо террористической структуре.

Но тут подмога пришла с неожиданной стороны. Исследовательская организация SITE Intelligence Group, занимающаяся мониторингом деятельности террористов, уже 24 марта сообщила, что ответственность за нападение на военную часть Росгвардии взяло на себя ИГ. Разумеется, столь именитый враг для гвардейцев выглядел гораздо более достойным, нежели парни с ножами и палками. И руководство российской спецслужбы спешит доложить городу и миру, что нападение боевиков ИГ на ее воинскую часть в Чечне «в очередной раз показало, что войска национальной гвардии РФ находятся на переднем крае борьбы с международным терроризмом».

Но как тогда быть с обещаниями Владимира Путина, объяснявшего военное вмешательство России во внутрисирийский конфликт необходимостью уничтожить ядро ИГ далеко от российских границ, чтобы не допустить возвращения домой исламских боевиков, выходцев из России?

В данном случае, судя по всему, нарушенного обещания не было, нападавшие из Наурской в Сирии не воевали. А их причастность к ИГ объясняется большим количеством жертв среди российских военных, что чрезвычайно выгодно для имиджа этой террористической структуры, пиарщики которой уже давно демонстрируют свой незаурядный профессионализм.

Центральная Азия

А реальную угрозу, идущую от экспансионизма ИГ, пытаются использовать, чтобы внушить соседям России в Центральной Азии, что без российской военной помощи им с этой угрозой не справиться. Буквально накануне «боестолкновения» в Чечне в штаб-квартире ОДКБ в Москве состоялась презентация доклада организации «Угроза международного терроризма и религиозного экстремизма государствам — членам ОДКБ на центральноазиатском и афганском направлениях».

В докладе утверждается, что ОДКБ — это «защитный зонтик Евразии», который может сыграть «ключевую роль» в случае обострения в регионе, вызванного активностью группировок «Талибан» и «Исламское государство» в соседнем Афганистане. Особое внимание авторы уделяют Узбекистану и Туркмении, не входящим в ОДКБ, призывая их укрепить сотрудничество с организацией, поскольку в ней «созданы необходимые механизмы и средства, которые позволяют если не ликвидировать угрозы, то снижать их уровень, насколько это возможно».

Могу себе представить, с каким «восторгом» в Ташкенте и Ашхабаде готовы будут примерить над собой этот «защитный зонтик» московского фасона, если он уже и внутри России не спасает от ИГ.

Нет, в частных доверительных беседах с местным руководством генералы и политики, прибыв в эти столицы из Москвы, пояснят, конечно, что в Чечне все было проще и без всякого ИГ, не сомневайтесь... Но как объяснить это своей публике, пусть узбекской или даже туркменской?

За событиями следите в Телеграм-канале @centralasiamedia.

Новости по теме:

print