экономикаобществополитикановости компанийпроисшествияспорт
Жизнь в Центральной Азии: Истории самых дорогих фотографий Центральной Азии

CentralAsia (CA) -  В честь Всемирного дня фотографии, который отмечается 19 августа, портал «Открытая Азия онлайн» попросила мастеров из региона рассказать истории своих работ.

«Ежик на Карачаганаке», Анатолий Устиненко, Казахстан

Для начала мы проконсультировались со специалистами, потому что узнаваемых фотографов в Казахстане много. Знакомые репортеры перечисляли имена героев, но потом сошлись во мнении: «Одна из самых крутых карточек – это «Ежик на Карачаганаке».

2c993bb1b346ad2340f2e05868c7d116

Снял «Ежика» фоторепортер, действительный член-академик Академии журналистики Казахстана, дважды лауреат премии «Алтын Жулдыз», многократный лауреат различных международных конкурсов Анатолий Устиненко.

- Я готовил материал для Карачаганского нефтегазового месторождения (на Западе Казахстана, - прим. ОА). Вы же знаете, как ревностно относятся экологи к работе нефтяников. И в один из красивых вечеров мы снимали закат на месторождении. Этот объект красивый сам по себе. Мы все сняли, возвращаемся в вахтовый поселок Аксай и видим: через дорогу перебегает ежик. Мы его поймали. Я говорю: «Хочу показать экологическую связь – нефтянки и ежика». Приехали в поселок, я в свой номер пришел. Ну, куда его прятать? Убежит же. И засунул ежа в тумбочку стола, оставил махонькую щель. Думаю, дышать будет – всё нормально, - рассказывает Устиненко.

Утром ежа на месте не оказалось. Анатолий Васильевич перевернул весь номер и нашел его за шифоньером, в темном углу. Даже маленькой щели ежу хватило, чтобы вырваться на свободу и выбрать себе место по своему вкусу.

bb8a33c0bd709ea0d6f67ca5f06c589d

- У меня были и костюм, и каска – всё, что необходимо по технике безопасности. Я положил ежика в каску, взял с собой. Думаю, надо сфотографировать интересно. А народ только идёт на утреннюю смену. Я положил ёжика на пешеходную дорожку, где они проходят, а он лежит – не шевелится. Чувствует запах людей, притих. Я его снова перекатываю в каску, вижу электрическую опору с бетонным фундаментом. Переложил его туда и рядышком – каску. Она белая, новенькая, на ней «Карачаганак» написано. Ёж сначала свёрнутый был, потом развернулся, сидит и на меня посматривает. Я в это время его начал снимать. Снял, показываю сотрудникам «Карачаганака», им так понравилось, что фотографию они забрали себе.

Скоро она разошлась по Интернету, а потом «Ёжик с каской» появился на билбордах – не только в Аксае возле «Карачаганака», но и в Актау, Алматы, Атырау. Кстати, самого ёжика потом аккуратно отнесли туда, где его нашли.

- Я считаю свою профессию самой важной на свете: ведь мы уйдём, а фотографии останутся, - говорит Устиненко.

«Бузкаши», Нозим Каландаров, Таджикистан

Таджикский фоторепортер Нозим Каландаров, пожалуй, отснял уже весь Таджикистан. Со своими камерами он добирается до таких мест в республике, о существовании которых большинство таджикистанцев даже не подозревает. Ради хорошего снимка и подходящего света Нозим готов на все: вставать спозаранку, лезть высоко в горы, валяться в грязи и ждать того самого кадра часами.

0996aeb5afdb8b25b1f44007285e77dc

Так и получилось с его самой дорогой фотографией «Бузкаши» (козлодрание, – прим. ОА). Чтобы сделать этот кадр, Нозим ждал очень долго, но зато потом снимок стал кадром дня в агентстве Рейтер, попал в рубрику «Фото дня» российской версии журнала Esquire и вызвал в Интернете большое обсуждение. Прежде всего пользователей интересовало, откуда у таджиков столько танковых шлемов.

50850d7c9673f91e7d21e7a23c9dcbbd

- Каждый год во время празднования Навруза я выезжаю в регионы страны и снимаю национальную игру – бузкаши, - рассказывает Нозим. - Честно говоря, снимать эту игру непросто, потому что близко к игровому полю подходить опасно, приходится находиться рядом со зрителями, а это такая толпа, все мешают, лезут в кадр. Нужно очень постараться, чтобы найти нужную позицию, а если нашел, то просто ждать.

Фотографию «Бузкаши» Нозим ждал в 2011 году. Он объясняет, что во время игры в бузкаши (козлодрание)) игроки, как правило, используют маленьких лошадей, они более маневренные, но тогда на поле появилась эта огромная лошадь, и с нее во время всей игры Нозим уже не спускал глаз. И когда игра достигла своей кульминации, начал снимать, решил снимать крупным планом и получилось.

«Пожилая женщина», Умида Ахмедова, Узбекистан

Есть любимый снимок и у известного узбекского фотографа Умиды Ахмедовой. Она признается, что самая любимая фотография - на которой изображена кыргызская актриса, народная артистка СССР Сабира Кумушалиева.

b1cd69c3c3935777a799e906a5578df9

- Я её снимала в 2004 году в Бишкеке, когда ей было 87 лет. Через три года она скончалась. Думаю, это была её последняя фотография. Эта великая актриса осталась в памяти людей через мою фотографию.

Умида рассказывает, что, когда снимала Сабиру Кумушалиеву, она радовалась, как маленький ребенок; несмотря на возраст, прекрасно держалась перед камерой, а зеркало было использовано как последняя гримерка актрисы.

- Эту фотографию многие любят, особенно внучка актрисы, она даже написала мне письмо со словами благодарности, - говорит Умида. - Сабира была великой актрисой и создала образ другой великой женщины в истории кырыгызского народа – Курманджан Датки.

138c7b1b50efd51d1702e378911074ea

Кстати, эта фотография была представлена на большой выставке в Санкт-Петербурге в 2008 году. В том же году она заняла место в фотоальбоме «Женщины и мужчины: от рассвета до заката».

За событиями следите в Телеграм-канале @centralasiamedia.
print